Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел
Центр изучения региональных проблем представляет материалы Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники». Фонд представил результаты исследовательского проекта «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел».
Участники проекта:
— Вера Галиндабаева, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, эксперт Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники»;
— Николай Карбаинов, научный сотрудник, социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, эксперт Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники».
Экономика усыновления — это совокупность социально-экономических отношений, которые складываются вокруг практик усыновления, опеки, попечительства и приемной семьи. В данном исследовании понятие «усыновление» используется как эквивалент социальной практики опеки неродного ребенка.
До 2008 года опека (попечительство), усыновление и интернатные учреждения были основными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 1996 году появляется новая форма устройства детей – приемная семья. Однако только с принятием в 2007 году федеральной целевой программы «Семья и дети» на 2007-2010 годы и в 2008 году федерального закона 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» приемная семья стала рассматриваться как ключевой механизм, позволяющий сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.
Одной из целей реформы было сокращение расходов государства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Стоимость содержания ребенка в приемной семье в 4-5 раз ниже, чем в детском учреждении.
На уровне регионов также с 2008 года принимаются программы, целью которых ставится увеличение до 20-24% доли детей, помещенных в приемные семьи. Показатель был достигнут: с 2005 по 2015 гг. число приемных детей возросло с 2 до 24% от числа детей, оставшихся без попечения родителей. Этому способствовала правоприменительная практика – с 2008 года вознаграждение приемным родителям осуществляется не в рамках договора возмездного оказания услуг, как это до сих пор предполагается Семейным Кодексом РФ, а как дополнительная мера социальной поддержки приемных родителей.
Активно создавать приемные семьи стали, в первую очередь, сельские жители. Например, в Чувашии 85% приемных семей проживают в сельской местности. Причинами этого в проекте называются:
1) наличие достаточной жилплощади для размещения детей;
2) традиционные представления сельчан о большем количестве детей в семьях, чем горожан; 3) приемное родительство становится еще одним источником дохода семей в условиях сокращения рынка труда.
При этом для некоторых малых сел экономика усыновления становится стратегией выживания сообществ.
В малых селах, в которых количество жителей не превышает 500 человек, главной причиной появления приемных семей становится угроза закрытия школ как малокомплектных, которые предоставляют 20-30 рабочих мест и являются главным источником денежного дохода для населения, особенно для женщин. Некоторые малые села, в которых закрывались школы, потеряли сразу половину населения.
В рамках проекта Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» «Экономика усыновления как стратегия выживания малых сел» в 2018-2019 гг. были проведены экспедиции в пяти регионах России:
1) Республика Бурятия: улус Элысун, село Баргузин, село Курумкан, улус Тохорюкта, улус Барун-Хасурта, село Хоринск, город Улан-Удэ;
2) Саратовская область: г. Аткарск, село Прокудино, г. Саратов;
3) Брянская область: г. Брянск, г. Севск, село Сенное;
4) Смоленская область: г. Смоленск, г. Демидов, село Шапы;
5) Владимирская область: г. Вязники, село Шатнево.
Исследователи выделили следующие взаимосвязанные мотивы создания приемных семей в малых селах:
1. Спасение села путем сохранения школы;
2. Получение доходов от профессиональной деятельности путем сохранении школы как места профессиональной карьеры. Женщины, которые принимали решение создать приемную семью, находились в 2008 году в середине своего карьерного пути: они были в возрасте 35-45 лет, когда трудно переезжать и менять род деятельности или место работы. Заведующие и работники сельских домов культуры также везде берут большое количество детей, потому что с закрытием школы будет ликвидирован и Дом культуры (ДК).
3. Получение дополнительного денежного дохода. Этот мотив вторичен для учителей и работников ДК, но важен для жителей, которые не работают в школе.
4. Совершение благого деяния, которое, как правило обосновывается религиозными мотивами.
Мотив приобретения дополнительного работника в хозяйство отсутствует, поскольку по сравнению с девяностыми годами роль личного подсобного хозяйства в обеспечении семьи значительно снизилась.
Исследование показало, что материальные мотивы к созданию приемных семей не противоречат установлению близких эмоциональных отношений между приемными родителями и детьми. Люди также не видят противоречий между тем, что они руководствуются материальными мотивами, и тем, что они воспитывают детей как своих собственных. Более того, любовь к детям становится главным механизмом воспроизводства экономики усыновления в малых селах.
Одна из проблем приемных родителей в том, что если у ребенка есть постоянное место жительства, то квартира ему не выделяется. Добросовестные приемные родители тратят до двух лет, чтобы признать жилье непригодным для проживания и поставить ребенка на очередь. Пойдет ли приемный ребенок судиться с государством за квартиру, которую он не получил в 18 лет, и успешность тяжбы также зависит от родителей.
В ходе исследования были выявлены религиозные мотивы. Например, в Бурятии почти все русские дети приобщились к буддизму за время проживания в бурятских семьях. В селе Сенное Брянской области все приемные дети крестились в Севской церкви и обретали крестных матерей из числа односельчанок. Крестные матери в этом селе активно участвуют в жизни своих крестников.
Исследование показало, что на сохранение в селе школе влияют сплоченность сельского сообщества и политика районных администраций. Когда все жители села, а не только учителя, заинтересованы в сохранении школы, то приемные дети достаточно хорошо принимаются сельским сообществом и адаптируются в селе. В Аткарском районе Саратовской области администрация проводила политику по сохранению сельских школ, отстаивая их перед областной администрацией. Школы не закрывались, даже если учился один ребенок. В Вязниковском районе Владимирской области, наоборот, районная администрация старалась закрыть максимально возможное количество школ.
Выводы. Современная политика государства позволяет сельским жителям использовать институт приемных родителей как для решения своих собственных проблем и устремлений, так и для сохранения малых сел, в которых стоит вопрос закрытия малокомплектных школ. Конечный результат спасения школы зависит от сплоченности сельского сообщества и позиции районной администрации.
Подробнее на сайте: https://khamovniky.ru/