«Дороже не на 9%, а на все 60%!»: россияне получили неподъёмные счета за «коммуналку» — 16.01.2023
Эксперты посоветовали сначала оплатить счета, а уж потом жаловаться.
Жители регионов массово жалуются на неподъёмные счета за коммуналку. Особо остро стоит проблема в малых городах, где, по подсчётам горожан, тарифы ЖКХ за месяц выросли на 60%. В комитете Госдумы по строительству и ЖКХ просят не паниковать, а в каждой ситуации разбираться отдельно. Некоторые депутаты не исключают, что коммунальные траты могли увеличиться из-за прихода зимы, а не из-за злого умысла управляющих компаний: чем сильнее морозы, тем дороже коммуналка. Но так ли это на самом деле?
«Помогите! Мне нечем платить за ЖКХ!»
Такие сообщения стали появляться в тюменских пабликах после новогодних каникул. В некоторых городах Тюменской области отопление подорожало на 3000 рублей.
«Счёт за квартиру всё выше и выше. Причём ладно там на 10–15%, а здесь, можно сказать, на все 80%. Это ещё нет квитанции за электроэнергию. Там в среднем выходит 2000 рублей», — написала жительница Тюменской области Жамиля Ванюкова в паблике «72.ru — новости Тюмени».
Женщина приложила к посту квитанцию, по которой видно, как выросли счета за коммунальные услуги.
На тарифы пожаловались и жители Ярославской и Свердловской областей. Людям обещали внеплановую декабрьскую индексацию тарифов ЖКХ на 9%, но никак не на 60%.
«Индексация как была обещана, так и произошла. Другой вопрос, что в разных регионах она произошла по-разному. 9% — это в среднем по России. Постановлением правительства по каждому региону устанавливается только средний уровень совокупной платы за услуги ЖКХ», — сказал ForPost член комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.
Ранее на эту проблему указал исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», ведущий юрист ЦИК Всероссийского Совета местного самоуправления Сергей Сохранов. Он отметил, что в некоторых субъектах РФ тарифы ЖКХ могли быть проиндексированы более чем на 9%.
Так, например, произошло в Новой Москве, где есть инвестиционный план по модернизации. Ресурсоснабжающей организации удалось обосновать повышение тарифа выше установленных значений, уточнил наш собеседник.
Сохранов не исключает, что в регионах, жители которых пожаловались на «золотую» коммуналку, тарифы на ЖКХ также были увеличены более чем на 9%.
Как «коммуналка» стала «золотой»
Член комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев считает, что причин для подорожания коммунальных услуг масса.
«Нужно смотреть на погодные условия. В декабре, в сравнении с ноябрём, температура резко понизилась. Поэтому коммуслуги могли подорожать. По каждому региону нужно смотреть отдельно. Однозначного ответа на вопрос «почему» нет. То, что повышение тарифов произошло в среднем по стране на 9%, — факт», — сказал наш собеседник.
Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов советует россиянам смотреть не только на градусник за окном, но и внимательно изучать квитанции.
«Частные управляющие компании помимо тех тарифов, которые устанавливает государство, вправе добавлять свои дополнительные услуги. Тарифы на базовые коммуслуги могут не меняться либо увеличиваться на те величины, о которых заявили власти, а вот тарифы на услуги управляющей компании могут быть повышены на энную сумму. За этим нужно внимательно следить. Недобросовестные управляющие компании никуда не делись», — сказал ForPost Павлов.
Он призывает россиян сначала рассчитаться с управляющей компанией, а затем разбираться в причинах скачка цен. Доказать свою правоту, отметил он, можно только в том случае, если потребитель не числится в числе злостных неплательщиков.
«Уплаченные сверх нормы деньги можно будет вернуть либо через суд, либо путём перерасчёта. Главное — не затягивать с платежами и разбирательствами по ним», — сказал Павлов.
Куда идти и что делать?
Для начала необходимо детализировать платежи. Управляющая компания должна оперативно предоставить нужную информацию, а не за 30 рабочих дней.
«На этом этапе уже будет понятно, подняла ли управляющая компания стоимость своих услуг», — сказал председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.
Если с коммунальщиками не удаётся найти общего языка, то нужно обращаться в прокуратуру с требованием провести проверку. Почётный адвокат России Евгений Харламов отметил, что надзорные органы в коммунальных вопросах не бездействуют и быстро устраняют все злоупотребления.
«Отмечу: в крупных городах люди знают о своих правах и умеют их отстаивать. Поэтому в этих муниципалитетах управляющие компании редко обманывают граждан. В небольших городах коммунальщики понимают, что потребители вряд ли пойдут куда-то жаловаться, и поэтому безобразничают. Не нужно судачить о коммунальных проблемах возле подъезда. Необходимо обращаться в различные инстанции, в том числе на прямую линию президента», — сказал ForPost Харламов.
Он напомнил, как в марте 2021 года президент Владимир Путин обратил внимание Генпрокуратуры на необоснованный рост тарифов ЖКХ в ряде регионов. Жалобы на «золотую коммуналку» массово поступали на прямую линию.
«Я говорю именно о неоправданном росте и несоблюдении стандартов качества обслуживания, попытке безосновательного перераспределения средств, выделяемых на ремонт инфраструктуры. В решении этих проблем рассчитываю на принципиальную, основанную на строгом соблюдении законов позицию прокуроров», — приводит РБК слова Путина.
По данным Харламова, после жёсткой позиции главы государства проблема во многих регионах была решена. Поэтому обращение на прямую линию, отметил он, — один из действенных инструментов, которым следует пользоваться при решении коммунальных проблем.